Челябинская область

Челябинск

Агаповка
Агаповский муниципальный район

Аргаяш
Аргаяшский муниципальный район

Аша
Ашинский муниципальный район

Бреды
Брединский муниципальный район

Варна
Варненский муниципальный район

Верхнеуральск
Верхуральский муниципальный район

Верхний Уфалей
Верхнеуфалейский городской округ

Долгодеревенское
Сосновский муниципальный район

Еманжелинск
Еманжелинский муниципальный район

Еткуль
Еткульский муниципальный район

Златоуст
Златоустовский городской округ

Карабаш
Карабашский городской округ

Карталы
Карталинский муниципальный район

Касли
Каслинский муниципальный район

Катав-Ивановск
Катав-Ивановский муниципальный район

Кизильское
Кизильский муниципальный район

Копейск
Копейский городской округ

Коркино
Коркинский муниципальный район

Кунашак
Кунашакский муниципальный район

Куса
Кусинский муниципальный район

Кыштым
Кыштымский городской округ

Локомотивный
Локомотивный городской округ

Магнитогорск
Магнитогорский городской округ

Миасс
Миасский городской округ

Миасское
Красноармейский муниципальный район

Нязепетровск
Нязепетровский муниципальный район

Озерск
Озерский городской округ

Октябрьское
Октябрьский муниципальный район

Пласт
Пластовский муниципальный район

Сатка
Саткинский муниципальный район

Снежинск
Снежинский городской округ

Трехгорный
Трехгорный городской округ

Троицк
Троицкий городской округ

Троицкий район

Увельский
Увельский муниципальный район

Уйское
Уйский муниципальный район

Усть-Катав
Усть-Катавский городской округ

Фершампенуаз
Нагайбакский муниципальный район

Чебаркуль
Чебаркульский городской округ

Чебаркульский район

Чесма
Чесменский муниципальный район

Южноуральск
Южноуральский городской округ

Главная > Города и районы > 'История южного Урала'

Челябинск: Ворота в Сибирь и Зауральский Чикаго

Бурный социально-экономический рост Челябинска на рубеже ХIХ - ХХ веков связан исключительно со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Предыстория строительства весьма интересна, так как планируемая железная дорога могла пройти мимо Челябинска.

История Великого Сибирского рельсового пути восходит к середине XIX века. В годы Крымской войны (1853-1856 гг.) англо-французская эскадра атаковала русские порты и посты по всему побережью Тихого океана. Российское правительство приняло решение создать достаточно сильную Сибирскую флотилию и морскую базу флота в Николаевске-на-Амуре. А для этого нужно было связать центральные районы России с Дальним Востоком. Решить эту проблему могла железнодорожная мазистраль через всю страну с Запада на Восток.

Было несколько проектов, которые обсуждались в течение нескольких лет. Первый проект предполагал сооружение железной дороги от Саратова на Семипалатинск, далее на Минусинск к Амуру в Пекин. Однако встал вопрос о схеме соединения Западной Сибири с общей сетью железных дорог Европейской части России. Тут и начали появляться различные проекты, и конкуренция среди городов за право пропускать дорогу через свою территорию. В городах Нижнем Новгороде, Казани, Костроме, Вятке, Перми, Екатеринбурге возникли из особо избранных лиц "комитеты по железнодорожному вопросу". Шли споры, а строительство магистрали постоянно откладывалось, что и вынудило министра путей сообщения обратиться к императору Александру III с просьбой вмешаться в вопрос о строительстве Сибирской железной дороги, после чего в 1891 году было решено, что строительство начнется с запада от Златоуста на Челябинск и с востока от Владивостока на Хабаровск.

Бурные обсуждения планов строительства Транссибирской магистрали спровоцировали громадный интерес к Челябинску отечественных и западных предпринимателей. Весной 1892 года железная дорога дошла до Челябинска, который встретил ее молебнами, банкетами, оркестрами. Управление строительством железной дороги было переведено в Челябинск. Город - узловая станция трех дорог - получил громадный шанс для всестороннего развития экономики. Челябинск вступил в мир цивилизации: электричество, кино, радио, телефон, водопровод. Все это определило взрыв предпринимательства. Людьми овладела кооперативная отвага, стремление к более высокому качеству жизни.

Тысячи переселенцев двинулись через Челябинск от безземелья к богатой Сибири. При этом из центра до Челябинска доходило 2-3 поезда в день, а из Челябинска в Сибирь 2-3 в неделю. Проезжающие через город переселенцы на Восток страны массами оседали вокруг вокзала. При этом проезжие часто нуждались во врачебной и благотворительной помощи. Поэтому недалеко от вокзала в начале 90-х годов 19 века был установлен переселенческий пункт с бараки, баней, приёмным покой с двумя больничными палатами, хозяйственными постройками и небольшой церковью. Оказывали помощь переселенцам и горожане, которые пускали зимой женщин и детей в свои дома. Постепенно бараки стали заменять бревенчатыми домами. Обустраивалась больница - через год в ней было уже пятнадцать отделений. На переселенческом пункте построили две столовые, в которых одновременно можно было накормить три тысячи человек.

Население города в 90-х годах выросло с 10 до 70 тысяч человек. В городе появилось много людей иной веры. Они принесли свою религию, построили свои культовые здания. В это время в городе появилась мусульманская мечеть, затем мусульманская школа и библиотека. Уезжали на поиски лучшей жизни крестьяне и дворяне из Польши. Часть из них осела в Челябинске. Впоследствии в городе появился католический костёл. За полтора десятка лет великого переселения через Челябинск прошло и проехало более пятнадцати миллионов человек – десятая часть России. В начале ХХ века половину горожан составляли мещане и новопоселенцы. Среди них было много ремесленников, рабочих, прислуги из крестьян, солдатских и казачьих вдов. И, конечно же, в те годы Челябинск был город купцов. При этом купцы жили в центре, мещане в черте старого города, а рабочие и ремесленники снимали квартиры или селились в районе вокзала. Многонациональность челябинского населения способствовала обогащению культуры города традициями разных народностей, учила людей строить взаимоотношения, учитывающие своеобразие различных менталитетов.

Благодаря проводимым в России реформам Витте и Столыпина в Челябинске начинают прибывать чиновники-управленцы с университетским образованием. Так, превращение Челябинска в высокоразвитый город российского масштаба связывают с именем его первого главы - Александра Францевича Бейвеля.

Выпускник Казанского императорского университета, врач по специальности, Александр Бейвель приехал в Челябинск в 1892 году. Надо сказать, что в это время в челябинском уезде свирепствовал тиф. Командированные в город врачи уехали и городу грозила эпидемия. Городские власти безеспешно пытались добиться помощи от столичных властей и тогда в их поле зрения попал молодой врача из села Воскресенское. Так в мае 1892 года Бейвель стал заведующим челябинской городской больницей. По характеру это был лидер, великолепный организатор и дипломат, не лишенный здорового честолюбия. Бейвель сплотил вокруг себя интересных и энергичных людей. Среди них чиновники, архитекторы, банковские служащие, предприниматели, юристы, купцы. В декабре 1898 года на губернаторском собрании он стал гласным городской Думы, а в ноябре 1903 его избирают городским головой Челябинска. Три раза А.Ф. Бейвель избирался на этот пост. Это был единственный случай в истории Челябинска.

Благодаря настойчивости Александра Францевича, появилась мощеная дорога между вокзалом и городом, построен водопровод. Достиг своего пика и строительный бум. В городе начинается активное строительство из камня, особенно на улице Уфимской (сейчас ул. Кирова). При Бейвеле был выстроен Народный дом, начала действовать биржа, появился городской сад (сейчас это сад им. А.С. Пушкина), открыт рентгеновский кабинет. Были открыты общеобразовательные курсы, женская гимназия, воскресная школа, городские трехклассные и четырехклассные училища. Состоялось преобразование народной библиотеки в публичную, с книжным хранилищем, и еще открылась библиотека при клубе, находящемся в городском саду.

Городской голова никогда не мешал частной инициативе. Началась сдача земли в аренду. В городе возникли акционерные общества, совместные предприятия. В те годы о Челябинске писали, что он "...резко отличается от других провинциальных городов тем, что чиновничество в нем не является господствующим классом и не задает тона. Более постоянный класс населения состоит из крупного купечества, мелких торговцев, железнодорожников и рабочих разного калибра". Челябинск по темпам развития стали сравнивать с американским городом и называть "Зауральским Чикаго". Как результат такой активной деятельности градоначальника - увеличение почти вдвое доходов городской казны. И тем не менее во время очередных выборов в городскую Думу, А.Ф. Бейвель откажется от поста городского головы и вернется к врачебной практике.

Челябинск, по российским масштабам, стал крупным городом с развитой экономикой и социальной сферой.

Богатством Челябинска по-прежнему оставалась посредническая хлебная торговля. База была заложена еще в XVIII веке умной политикой устроителей края. Товарность хлебных пшеничных фабрик крестьян и казаков растет. К примеру, в Усть-Уйской станице — прекрасном поселении с добротными домами — казаки имеют поля от нескольких сот до 5000 — 8000 десятин. К 1915 году только округа Троицка отправили в Челябинск 12 миллионов пудов товарного хлеба. Челябинск через Транссиб в 1900 году отгрузил 42 миллиона пудов груза. Хлеба в этом объеме — 25 миллионов пудов. Город ввел свой тариф на провоз хлеба, намного увеличив доход от хлеботорговли, и занял первое место на хлеботорговом рынке среди городов Урала и Сибири. В начале ХХ века вокруг Челябинска построено уже около 500 мельниц.

В 1908 году зафиксировано более тысячи мелких и средних предприятий. Из Азии через Челябинск шел чай. Здесь были крупнейшие чаеразвесочные фабрики купцов Высоцкого, Гибкина и Кузнецова, Колокольниковых. В Челябинске, благодаря инициативному городскому депутату-предпринимателю Ивану Васильевичу Заплатину налаживается продажа уральского масла на европейские рынки, которое постепенно вытесняет датское и австралийское. Уже к 1912 году в Берлине, Лондоне, Париже нарасхват покупали масло, сделанное крестьянами и казаками Челябинского и Троицкого уездов. Производилось уральское масло 12 сортов, без искусственных добавок. В результате Россия сделала этот продукт валютной статьей дохода, а премьер Петр Столыпин сказал, что уральское масло дало золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность.

В городе возникает большое количество складов иностранных компаний по продаже инструментов, сельхозмашин, оборудования маслодельных заводов. Город охвачен золотой лихорадкой. Даже простые жители, обыватели мыли золото на богатых россыпях. Наиболее крупным золотодобыдчиком был купец А.А. Чикин, который владел 66 золотыми рудниками. Обслуживали мощный приток капиталов новые учреждения: биржа, семь банков, таможня первого класса.

www.chelindustry.ru
Фото: www.mdf.ru, www.rosizo.ru, pages-of-the-fox.narod.ru, bse.sci-lib.com




Так строили челябинский тракторный

В 1929 году в стране объявляется еще одна новая стройка - Даешь ЧТЗ!



Домна «Комсомольская». Из истории Магнитки

Как в Магнитке силами комсомольцев и молодежи возводили домну № 2



Первостроители ММК

В начале марта 1929 года из Свердловска ушел первый эшелон строителей на Магнитку.



Восстановление Южного Урала после Гражданской войны

На Южном Урале на очередь встала задача восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства.



Так начинался комсомол в Челябинской области

Первые организации коммунистически настроенной молодежи на Южном Урале появились задолго до Октябрьской революции в 1916 году на заводах Усть-Катава, Миньяра, Сима, Златоуста, Уфалея, имевших глубокие революционные традиции, уже действовали «десятки» - небольшие по численности и организационно еще не связанные между собой группы молодых рабочих.



Из истории пионерской организации на Южном Урале

В феврале - мае 1922 года московские комсомольцы по поручению ЦК РКСМ организовали первые пионерские отряды. Их опыт обсуждался 19 мая на II Всероссийской конференции комсомола, был одобрен и рекомендован к распространению по всей стране. В Челябинске пленум горкома комсомола 27 августа 1922 года постановил ...



«Синяя блуза» челябинских комсомольцев

В Челябинске центром культурной и общественной жизни стал железнодорожный клуб. Это здание сохранилось по сей день. Здесь в 20-е годы проходили многочисленные собрания и митинги, велись горячие дискуссии, работал драматический кружок. Начинающие актеры сами шили себе костюмы, писали афиши.



Видео Челябинска времен гражданской войны (1919 год)

Фрагмент из французской кинохроники «Белая Сибирь», которая хранилась в архиве министерства обороны Франции и была оцифрована в 2012 году по инициативе русских исследователей.



Руководители Челябинской области (1934-1991 гг)

17 января 1934 года город Челябинск стал областным центром Челябинской области, по причине разукрупнения Уральской области, с центром в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Впоследствии, в период с 1938 по 1943 год семь районов из Челябинской области были переведены в состав Свердловской области, а 32 района отошли ко вновь образованной Курганской области ...



Как Челябинск стал областным центром

О том, как Челябинск из небольшой деревянной крепости на берегу реки Миасс превратился в крупный мегаполис и областной цент России. Краткая хронология, даты и факты.



Челябинские зарисовки начала XX века

Обращаясь к отзывам современников о жизни Челябинска не перестает удивлять сходство оценок столетней давности с современными реалиями. Видимо, такова уж судьба городов, подверженных бурному всплесковому росту в отдельные периоды истории ...



Челябинская «Переселенка»

Переселенка. Случается и сегодня так называют поселок вблизи железнодорожного вокзала Челябинска. Откуда взялось это название? С момента пуска железной дороги из центральных районов России на Восток устремились людские потоки. Особенно возросла миграция малоземельных и безземельных крестьян в годы Столыпинской аграрной реформы ...



Страницы истории Каслинского района

С 1796 до 1917 года почтовый адрес Каслей был: Каслинский завод, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии. Губерния – род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. Уезд – округа, группа волостей, тяготеющих к городу. До 1929 года в России административно-территориальная единица в составе губернии ...



Первая русская революция на Южном Урале

Начало XX столетия для многих народов мира было ознаменовано ростом революционного движения. Россия не являлась исключением, наоборот, она была активной участницей этого процесса. Стремительно зрели революционные предпосылки и на Южном Урале...



Челябинск: Ворота в Сибирь и Зауральский Чикаго

Бурный социально-экономический рост Челябинска на рубеже ХIХ-ХХ веков связан со строительством Транссиба. Предыстория строительства весьма интересна, так как планируемая железная дорога могла пройти мимо Челябинска...



История Челябинска - от крепости до железнодорожной станции

Город Челябинск был основан 13 сентября 1736 года в период так называемой Оренбургской экспедиции 1734–1744 годов. Поселение было возведено как сторожевая крепость. Крепость была построена по сложившейся традиции, у переправы, на реке Миасс...



Крестьянская война Емельяна Пугачева на Южном Урале

Крестьянская война 1773-1775 гг была самой грандиозной гражданской войной в истории России. Основной движущей силой восстания выступили яицкие казаки во главе с донским казаком Емельяном Ивановичем Пугачёвым...



Зарождение промышленности на Южном Урале

Горнозаводская промышленность появилась на Южном Урале с пятидесятых годов XYIII века. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд. В этот период сформировалось так называемое промышленное крепостничество...



Царская колонизация Южного Урала

Наиболее поздними жителями Южного Урала являются чуваши, мордва, мари, татары, украинцы, русские, появление которых связано с массовым их притоком в результате проведения Царским правительством политики колонизации башкирского края...



От скандинавов-русов до яицких казаков

В Х веке, когда на нижней Волге господствовали хазары, на реке Яик (р. Урал) окончательно босновались скандинавы-русы. По Яику они получили выход в Каспийское море. Пришедшие на Яик русы нашли здесь благоприятные условия для оседлой жизни...



Кочевники на Южном Урале

Ранняя история Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов...



Южный Урал - родина ариев

На Земле есть несколько сооружений, поставивших в тупик современную науку: египетские пирамиды, гигантские рисунки пустыни Наска, Стоунхендж в Англии, Каллениш в Шотландии, Зорац-Кар в Армении и Аркаим...

Челябинская область

Челябинск

Агаповка
Агаповский муниципальный район

Аргаяш
Аргаяшский муниципальный район

Аша
Ашинский муниципальный район

Бреды
Брединский муниципальный район

Варна
Варненский муниципальный район

Верхнеуральск
Верхуральский муниципальный район

Верхний Уфалей
Верхнеуфалейский городской округ

Долгодеревенское
Сосновский муниципальный район

Еманжелинск
Еманжелинский муниципальный район

Еткуль
Еткульский муниципальный район

Златоуст
Златоустовский городской округ

Карабаш
Карабашский городской округ

Карталы
Карталинский муниципальный район

Касли
Каслинский муниципальный район

Катав-Ивановск
Катав-Ивановский муниципальный район

Кизильское
Кизильский муниципальный район

Копейск
Копейский городской округ

Коркино
Коркинский муниципальный район

Кунашак
Кунашакский муниципальный район

Куса
Кусинский муниципальный район

Кыштым
Кыштымский городской округ

Локомотивный
Локомотивный городской округ

Магнитогорск
Магнитогорский городской округ

Миасс
Миасский городской округ

Миасское
Красноармейский муниципальный район

Нязепетровск
Нязепетровский муниципальный район

Озерск
Озерский городской округ

Октябрьское
Октябрьский муниципальный район

Пласт
Пластовский муниципальный район

Сатка
Саткинский муниципальный район

Снежинск
Снежинский городской округ

Трехгорный
Трехгорный городской округ

Троицк
Троицкий городской округ

Троицкий район

Увельский
Увельский муниципальный район

Уйское
Уйский муниципальный район

Усть-Катав
Усть-Катавский городской округ

Фершампенуаз
Нагайбакский муниципальный район

Чебаркуль
Чебаркульский городской округ

Чебаркульский район

Чесма
Чесменский муниципальный район

Южноуральск
Южноуральский городской округ

Муниципальные новости

28.03.2017
В Брединском районе начались взрывные работы

Новости Челябинска

27.04.2017
В Челябинске приступают к противоклещевой обработке

24.03.2017
Всероссийскую акцию «Час Земли» поддержат в Челябинске

Публикации

27.04.2017
В Челябинске продолжаются весенние субботники

В Челябинске продолжаются весенние субботники
К майским праздникам горожане, представители предприятий и учреждений, торопятся навести порядок в областном центре.
25.04.2017
Для проживающих в аварийном жилом фонде Челябинска

Для проживающих в аварийном жилом фонде Челябинска
Факт признания частного жилого помещения аварийным не является основанием для предоставления благоустроенного жилья. 

От первого лица

21.03.2017
Евгений Тефтелев: 2016 год я бы обозначил годом стабилизации

Евгений Тефтелев: 2016 год я бы обозначил годом стабилизации
О результатах деятельности Главы города и Администрации города Челябинска в 2016 году.
20.03.2017
Евгений Тефтелев: Нужно составить дорожную карту по озеленению

Евгений Тефтелев: Нужно составить дорожную карту по озеленению
Через неделю в Челябинске будет составлена программа озеленения на предстоящие весну и осень.