Главная > Наука и образование > От первого лица

19.10.2016

Елена Шумилова: Иллюзия инклюзии

Новости науки и образования. Челябинск. 19 октября 2016 г. CHELINDUSTRY.RU - Доктор педагогических наук, профессор кафедры дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВО "КубГУ" Елена Шумилова рассуждает о стандартах специального образования.

Елена Шумилова: Иллюзия инклюзии

С сентября 2016 года вступили в действие федеральные государственные стандарты специального образования. Наконец-то на абсолютно законных основаниях в систему общего образования полноправной хозяйкой вошла «ИНКЛЮЗИЯ»…

Я не случайно написала это слово в кавычках, и при прочтении его следует интонационно выделить, произнеся с особым выражением и почтением.

Но… давайте все-таки попробуем разобраться, что повлекло за собой такое стремительное сближение учащихся двух параллельных систем – специального и общего образования в новой единой образовательной системе с красивым названием «инклюзивная модель»?

Работая много, давно и старательно на ниве повышения квалификации педагогов, последнее время я достаточно часто в рамках проводимых курсов, следуя заявленной тематике, в самом начале нашего разговора задаю педагогам вопрос: «Что вы вкладываете в понятие «инклюзия»? Чего на ваш взгляд, в этом непростом процессе больше: «плюсов» или «минусов»? ».

Я спрашиваю об этом директоров школ и заведующих детскими садами, воспитателей и учителей, дефектологов и психологов. С небольшой разницей в ответах, те, кто в первую очередь должны бы понимать суть и содержание этого феномена, поскольку это напрямую соотносится с выполняемой профессиональной деятельностью, с сожалением констатируют, что либо пока не поняли существенной разницы между «интеграцией» и «инклюзией», либо до настоящего времени не разобрались, что же такого чудесного приготовил им этот инновационный проект по объединению детей с разными способностями и возможностями в стенах одного учебного класса или группы детского сада?

Зато поток озвученных «минусов» кажется бесконечным… Причем, проблемы, которые с болью и надеждой (что я как-то сумею помочь в них разобраться и решить), не меняются в своем содержании, независимо от региона или района. А значит, есть одна на всех проблема под красивым названием «ИНКЛЮЗИЯ»…и значит, пришло время в ней, такой неоднозначной и непростой, разбираться!

Попробую систематизировать и выделить группы проблем, которые самоотверженно решают сегодня обычные учителя, гостеприимно распахнувшие объятия навстречу детям с ОВЗ, и воспитатели, терпеливо и старательно пытающиеся найти подход к «особому» ребенку, которого в рамках инклюзии родители на абсолютно законных правах привели в группу обычного детского сада.

- Совершенно очевидно, что в общеобразовательные организации вслед за детьми, которые требуют особого внимания в силу состояния своего здоровья, должен бы направиться дружный строй специалистов-дефектологов, тьюторов-ассистентов и волонтеров помощников. Тех, кто про этих ребят все знает-понимает и может обеспечить те самые «специальные» условия, позволяющие детям чувствовать себя комфортно в непростой для них ситуации. Но этого нет! Увы ...

- Почему мы так сузили понятие инклюзии, сведя понимание этого процесса к особенностям образования детей с ОВЗ на равных условиях с обычными детьми? А где учет прав тех самых, «обычных» детей? Почему эти дети оказались ущемлены в своих правах на образование, только потому, что в их классе появился такой «особый» ребенок, который срывает занятие, нарушает дисциплину и просто мешает своим поведением на протяжении учебного занятия, дня, года? Почему?...

- Почему родители, щедро наделенные «правами» участников образовательного процесса, совершенно не заботятся, чтобы в комплекте с этими правами логично получить еще и причитающиеся обязанности?... Почему произошло такое нелепое распределение этих пресловутых прав и обязанностей: права - родителям, обязанности – образовательным организациям? Где та самая золотая середина, позволяющая найти разумный баланс и объединение усилий для общего дела – образования ребенка (любого! без привязки к его статусу)…

- Каким образом работать педагогам в отдаленных небольших поселениях, где нет специальных коррекционных образовательных организаций, но есть дети с ОВЗ, которых следует обучать и воспитывать? Из числа слушателей последних курсов КПК, подошли две очень заинтересованные девушки, которые работают на одной группе детского сада, и деловито уточнили: как им правильно организовать свою работу в группе из 16 детей, среди которых «два ребенка с ДЦП, один с синдромом Дауна, три аутиста и один ребенок с умственной отсталостью»? А остальные дети – обычные. А, правда, КАК?

Я могу долго продолжать озвучивать поток вопросов, на которые нет однозначных и исчерпывающих вопросов. Понятно, что любое новшество, следуя законам инноватики, приводит к необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы мы смогли разобраться в непростой проблеме и найти правильные выходы из сложных ситуаций.

Но, самое главное, что мы должны на сегодняшний момент абсолютно точно понимать, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся. Сам факт наличия ребенка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, ровно как и инклюзия не сразу станет культурой практикой в школе, даже если в ней есть лифт или пандус.

А самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие проблемы инклюзивного образования как «модной» темы, повлекшей изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. 

Это рождает опасность «имитации инклюзии» и через это - дискредитации самой идеи инклюзивного образования.

Елена Шумилова для chelindustry.ru

Тэги: Елена Шумилова, Стандарты образования, Вопросы педагогики, Инклюзия, КубГУ,,

Версия для печати



Публикации

21.07.2017
Два стройотряда с Южного Урала отправились в Якутию

Два стройотряда с Южного Урала отправились в Якутию
Студенческие отряды Челябинской области приступили к работе на Чаяндинском месторождении.
17.07.2017
Стройотрядовцы отправились работать на объекты ПО «Маяк».

Стройотрядовцы отправились работать на объекты ПО «Маяк».
В Озерске состоялось торжественное открытие всероссийской студенческой стройки «Мирный Атом».

От первого лица

24.07.2017
Татьяна Никитина: Выплаты начнутся с 1 августа

Татьяна Никитина: Выплаты начнутся с 1 августа
В Челябинской области многодетные малообеспеченные семьи получат пособия на подготовку к школе.
26.05.2017
Александр Кузнецов: Это показатель работы системы образования региона

Александр Кузнецов: Это показатель работы системы образования региона
Челябинская область одной из первых в России присоединилась к движению WorldSkills Russia.