Главная > Наука и образование > От первого лица

19.10.2016

Елена Шумилова: Иллюзия инклюзии

Новости науки и образования. Челябинск. 19 октября 2016 г. CHELINDUSTRY.RU - Доктор педагогических наук, профессор кафедры дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВО "КубГУ" Елена Шумилова рассуждает о стандартах специального образования.

Елена Шумилова: Иллюзия инклюзии

С сентября 2016 года вступили в действие федеральные государственные стандарты специального образования. Наконец-то на абсолютно законных основаниях в систему общего образования полноправной хозяйкой вошла «ИНКЛЮЗИЯ»…

Я не случайно написала это слово в кавычках, и при прочтении его следует интонационно выделить, произнеся с особым выражением и почтением.

Но… давайте все-таки попробуем разобраться, что повлекло за собой такое стремительное сближение учащихся двух параллельных систем – специального и общего образования в новой единой образовательной системе с красивым названием «инклюзивная модель»?

Работая много, давно и старательно на ниве повышения квалификации педагогов, последнее время я достаточно часто в рамках проводимых курсов, следуя заявленной тематике, в самом начале нашего разговора задаю педагогам вопрос: «Что вы вкладываете в понятие «инклюзия»? Чего на ваш взгляд, в этом непростом процессе больше: «плюсов» или «минусов»? ».

Я спрашиваю об этом директоров школ и заведующих детскими садами, воспитателей и учителей, дефектологов и психологов. С небольшой разницей в ответах, те, кто в первую очередь должны бы понимать суть и содержание этого феномена, поскольку это напрямую соотносится с выполняемой профессиональной деятельностью, с сожалением констатируют, что либо пока не поняли существенной разницы между «интеграцией» и «инклюзией», либо до настоящего времени не разобрались, что же такого чудесного приготовил им этот инновационный проект по объединению детей с разными способностями и возможностями в стенах одного учебного класса или группы детского сада?

Зато поток озвученных «минусов» кажется бесконечным… Причем, проблемы, которые с болью и надеждой (что я как-то сумею помочь в них разобраться и решить), не меняются в своем содержании, независимо от региона или района. А значит, есть одна на всех проблема под красивым названием «ИНКЛЮЗИЯ»…и значит, пришло время в ней, такой неоднозначной и непростой, разбираться!

Попробую систематизировать и выделить группы проблем, которые самоотверженно решают сегодня обычные учителя, гостеприимно распахнувшие объятия навстречу детям с ОВЗ, и воспитатели, терпеливо и старательно пытающиеся найти подход к «особому» ребенку, которого в рамках инклюзии родители на абсолютно законных правах привели в группу обычного детского сада.

- Совершенно очевидно, что в общеобразовательные организации вслед за детьми, которые требуют особого внимания в силу состояния своего здоровья, должен бы направиться дружный строй специалистов-дефектологов, тьюторов-ассистентов и волонтеров помощников. Тех, кто про этих ребят все знает-понимает и может обеспечить те самые «специальные» условия, позволяющие детям чувствовать себя комфортно в непростой для них ситуации. Но этого нет! Увы ...

- Почему мы так сузили понятие инклюзии, сведя понимание этого процесса к особенностям образования детей с ОВЗ на равных условиях с обычными детьми? А где учет прав тех самых, «обычных» детей? Почему эти дети оказались ущемлены в своих правах на образование, только потому, что в их классе появился такой «особый» ребенок, который срывает занятие, нарушает дисциплину и просто мешает своим поведением на протяжении учебного занятия, дня, года? Почему?...

- Почему родители, щедро наделенные «правами» участников образовательного процесса, совершенно не заботятся, чтобы в комплекте с этими правами логично получить еще и причитающиеся обязанности?... Почему произошло такое нелепое распределение этих пресловутых прав и обязанностей: права - родителям, обязанности – образовательным организациям? Где та самая золотая середина, позволяющая найти разумный баланс и объединение усилий для общего дела – образования ребенка (любого! без привязки к его статусу)…

- Каким образом работать педагогам в отдаленных небольших поселениях, где нет специальных коррекционных образовательных организаций, но есть дети с ОВЗ, которых следует обучать и воспитывать? Из числа слушателей последних курсов КПК, подошли две очень заинтересованные девушки, которые работают на одной группе детского сада, и деловито уточнили: как им правильно организовать свою работу в группе из 16 детей, среди которых «два ребенка с ДЦП, один с синдромом Дауна, три аутиста и один ребенок с умственной отсталостью»? А остальные дети – обычные. А, правда, КАК?

Я могу долго продолжать озвучивать поток вопросов, на которые нет однозначных и исчерпывающих вопросов. Понятно, что любое новшество, следуя законам инноватики, приводит к необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы мы смогли разобраться в непростой проблеме и найти правильные выходы из сложных ситуаций.

Но, самое главное, что мы должны на сегодняшний момент абсолютно точно понимать, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся. Сам факт наличия ребенка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, ровно как и инклюзия не сразу станет культурой практикой в школе, даже если в ней есть лифт или пандус.

А самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие проблемы инклюзивного образования как «модной» темы, повлекшей изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. 

Это рождает опасность «имитации инклюзии» и через это - дискредитации самой идеи инклюзивного образования.

Елена Шумилова для chelindustry.ru

Тэги: Елена Шумилова, Стандарты образования, Вопросы педагогики, Инклюзия, КубГУ,,

Версия для печати



Каталог предприятий
Каталог продукции

Публикации

07.09.2017
Преподаватель ЧелГУ победил на всероссийском конкурсе

Преподаватель ЧелГУ победил на всероссийском конкурсе
Станислав Лушников из ЧелГУ вошел в число победителей конкурса лекций.
06.09.2017
У дворца пионеров в Челябинске появился филиал

У дворца пионеров в Челябинске появился филиал
На северо-западе Челябинска открылся филиал Дворца пионеров и школьников имени Крупской.
05.09.2017
Лучшие челябинские школьники получили грамоты и стипендии

Лучшие челябинские школьники получили грамоты и стипендии
Сегодня в Администрации Челябинска состоялось чествование сотни самых умных, талантливых и спортивных ребят.
04.09.2017
В День знаний общественники провели открытые уроки

В День знаний общественники провели открытые уроки
В южноуральских школах активисты ОНФ провели уроки «Россия, устремленная в будущее».
01.09.2017
Самая большая школа в УрФО приняла первых учеников

Самая большая школа в УрФО приняла первых учеников
Первый звонок в новой школе в Парковом микрорайоне Челябинска прозвенел для 512 первоклассников.