По оценкам ВТБ, в 2025 году объём выданных автокредитов может составить менее 2 трлн рублей, что на 20% меньше, чем в прошлом году.
На рынок автокредитования продолжат влиять высокие процентные ставки
В 2025 году рынок автокредитования может столкнуться с замедлением темпов роста, как минимум на 20%. Об этом заявил Георгий Горшков, заместитель президента — председателя правления ВТБ.
С четвёртого квартала прошлого года наблюдается снижение спроса на автокредиты. В этот период объём продаж сократился на 44% по сравнению с предыдущими тремя месяцами и составил 398 млрд рублей.
В 2025 году на рынок автокредитования продолжат влиять высокие процентные ставки. Кроме того, на спрос могут повлиять макропруденциальные лимиты, обязательное документальное подтверждение дохода заёмщика при сумме чека более 1 млн рублей, а также рост цен на автомобили из-за индексации утилизационного сбора и повышения таможенных пошлин.
В таких условиях портрет заёмщика, берущего автокредит, изменится. В основном, кредиты будут брать те, кто подходит под условия государственных программ, а также люди с высоким стабильным доходом и низкой долговой нагрузкой.
Кроме того, физические лица будут чаще покупать автомобили за рубежом, особенно подержанные, из-за их более доступной стоимости. В результате доля новых автомобилей в общем объёме выданных автокредитов может сократиться более чем на 5 процентных пунктов и фактически вернуться к уровню 2023 года (42%).
«После небольшой передышки рынок автокредитования вновь «нажал на тормоза». Пока ситуация не нормализуется, россияне будут откладывать покупку машины, предпочитая эксплуатировать уже имеющуюся или копить на новую с помощью депозитов. Стимулами поменять авто, помимо экстренных случаев, будут господдержка и привлекательные условия производителей по отдельным брендам. В этих условиях конкуренция на рынке серьезно ужесточится – прежде всего, за качественных заемщиков, так как банки будут фокусироваться на эффективности кредитного портфеля, а не его объеме», — сказал Георгий Горшков.
Что касается стран-производителей, то на рынке по-прежнему будут доминировать российские и китайские бренды. При этом новая тарифная политика по утилизационному сбору усилит позиции марок с высокой степенью локализации производства.