Монополизация дорожного рынка в Челябинской области началась при Михаиле Юревиче, продолжилась при Борисе Дубровском и успешно культивируется при Алексее Текслере.
В Челябинской области вот уже более десяти лет рынок подрядных работ в дорожной сфере жестко монополизирован.
Не секрет, что рынок строительства, ремонта и обслуживания дорожной сети в регионах относят к числу самых финансово емких. И, как следствие, самых коррумпированных. Во многом это связано с его монополизацией.
И как показывает практика, дорожные монополии в регионах создаются искусственно, с использованием механизма госзакупок. А главным критерием в этом выступает не эффективность компании, а личная заинтересованность местных чиновников.
В плане монополизации дорожной сферы Челябинская область не является исключением. Скорее, даже наоборот. Попытки взять под личный контроль огромные денежные потоки в дорожной отрасли уже привели к отставкам двух последних губернаторов.
Но рассмотрим все по порядку.
Губернатор Михаил Юревич и «Южуралавтобан».
Как известно, первые годы губернаторства Михаила Юревича совпали с масштабными инвестициями по всей стране в капитальный ремонт дорог. В Челябинской области это получило название «дорожной революции».
Средства на строительство и ремонт дорог тогда выделялись огромные. С 2011 по 2013 год из областного и федерального бюджетов на эти цели было потрачено более 30 млрд рублей.
К выполнению дорожных работ были привлечены ряд крупных компаний, таких как ЗАО «Южуралавтобан», а также более мелкие компании, как правило выступавшие в роли субподрядчиков.
Именно тогда магнитогорская компания «Южуралавтобан» начала захватывать рынок строительства и обслуживания дорог в регионе.
Началось все с того, что компания в 2012 году сменила собственника с ММК на фирмы, подконтрольные Вадиму Белоусову, деловому партнеру Михаила Юревича.
С 2012 года по 2014 годы ЗАО «Южуралавтобан» заключило госконтракты с минстроем Челябинской области на 5,1 млрд рублей. Как правило, эти средства прокручивали через небольшие фирмы, существовавшие только на бумаге.
Уже после прокрутки определенные суммы выплачивались реальным дорожным фирмам, которые нанимались в качестве субподрядчиков для выполнения работ в рамках госконтрактов.
Таким образом, только через ЗАО «Южуралавтобан» было обналичено и выведено на счета сторонних фирм более 3 млрд. рублей. Позже выяснилось, что львиная доля этих средств была передана в виде взяток непосредственно губернатору Михаилу Юревичу.
Как известно, сам он сейчас скрывается в Лондоне, а в отношении него заведено уголовное дело. В рамках этого дела уже вынесен обвинительный приговор его компаньону Вадиму Белоусову. Однако тот в самый последний момент сумел скрыться от наказания за границей.
Что касается ЗАО «Южуралавтобан», то безбедная жизнь компании закончилось в 2014 году, спустя некоторое время после снятия Юревича с должности губернатора.
Сначала «Южуралавтобан» продали московским бизнесменам и какое-то время он даже продолжал оставаться на плаву. Но затем коррупционной деятельностью компании заинтересовались силовики. А там и налоговая выставила ей счет на 1 млрд рублей.
Но на этом история не заканчивается. После того, как счета фирмы были заморожены, ее владельцы продолжили работать через другой свой актив — АО «Южуралмост».
Но это уже другая страница в истории дорожных монополий Челябинской области.
Губернатор Борис Дубровский и «Южуралмост».
С назначением в начале 2014 года Бориса Дубровского губернатором начинается новая страница в истории дорожных монополий в Челябинской области.
Перед новой командой управленцев встал вопрос, кто займет освободившееся место главного дорожного подрядчика. Для этого нужна была технически оснащенная компания с надежным и проверенным менеджментом.
Не удивительно, что на эту роль магнитогорец Дубровский выбрал АО «Южуралмост» из Магнитогорска, одним из учредителей которого было ЗАО «Южуралавтобан».
Компания работала на дорожном рынке Челябинской области с 2001 года, но пик ее деятельности пришелся на годы правления нового губернатора. По данным ФАС, в период с 2015 по 2018 годы с ней было заключено более 90% дорожных контрактов.
Подряды на ремонт, строительство и обслуживания дорог текли рекой. За время правления Бориса Дубровского, АО «Южуралмост» было признано победителем в 90 аукционах, а сумма контрактов потянули на 40 миллиардов рублей.
Такое положение дел в дорожной отрасли Челябинской области не могло не привлечь внимание контролирующих органов и очередными аукционами заинтересовалась ФАС. А там дело дошло и до предыдущих торгов.
В ходе антимонопольного расследования специалисты обнаружили нарушения в ходе 29 дорожных аукционов на общую сумму более 8 млрд. рублей.
Более того, в марте 2019 года ФАС России признала сговор действующего губернатора, областного Миндортранса и АО «Южуралмост». Считается, что именно этот факт привел к отставке Бориса Дубровского с поста губернатора в марте того же года.
Осенью 2019 года по материалам проверки ФАС в отношении Бориса Дубровского было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в злоупотреблении полномочиями и нанесении ущерба бюджету в более чем 20 миллиардов рублей.
После всех этих событий АО «Южуралмост» потеряло крупные госзаказы, в результате чего стала резко падать выручка и компания прочно вошла в категорию убыточных.
К слову, тот долг по налогам, что ФНС пыталась взыскать с обанкротившегося ЗАО «Южуралавтобан», повесили на «Южуралмост». К тому времени уже набежала сумма в 1,3 млрд. рублей.
В настоящее время Борис Дубровский обитает в Швейцарии, а «Южуралмост» находится в стадии ликвидации и участником многочисленных судебных тяжб. В том числе с ООО «Урал-Сервис-Групп».
Любопытно, что именно в компанию «Урал-Сервис-Групп» были переведены техника и рабочие обанкротившегося АО «Южуралмост». Более того, после отставки Дубровского именно к ней стали уходить крупные дорожные контракты.
И это уже следующая страница в истории дорожных монополий в Челябинской области.
Губернатор Алексей Текслер и «Урал-Сервис-Групп»
Итак, после отставки Бориса Дубровского на авансцене дорожного строительства Челябинской области появляется новый крупный игрок — ООО «Урал-Сервис-Групп».
Фирма была зарегистрирована в 2006 году, а в числе ее собственников называют владельцев московской компании АО «Ойкумена».
Как уже говорилось, именно в ООО «Урал-Сервис-Групп» перетекли техника и сотрудники обанкротившегося АО «Южуралмост» и в настоящее время она является обладателем львиной доли областных и муниципальных контрактов.
А началась все в 2019 году с довольно странного аукциона челябинской мэрии на ремонт набережной. Тогда на этот аукцион заявилась лишь «Урал-Сервис-Групп» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и одним штатным работником.
Ни этот факт, ни отсутствие других участников торгов, не помешали «УСГ» стать обладателем контракта стоимостью 574,1 млн рублей. Впоследствии этот подрядчик успешно провалил ремонт набережной и с ним даже был расторгнут действующий контракт.
В те памятные дни власти Челябинска обвинили «Урал-Сервис-Групп» в отсутствии квалифицированного персонала, ненадлежащей организации строительного процесса и нарушениях технологий производства работ. А губернатор Алексей Текслер пообещал внести ее в черный список подрядчиков.
Но на этом все и закончилось. А ООО «Урал-Сервис-Групп» продолжило побеждать в дорожных торгах и получать многомиллионные контракты.
В августе 2021 года ООО «УСГ» выиграло конкурс челябинской мэрии на реконструкцию улицы Дарвина между улицей Блюхера и Троицким трактом на сумму 316,4 млн рублей.
В ноябре 2021 года компания стала победителем торгов областного Миндортранса на содержание дорог Челябинской области в 2022–2024 годах, получив 7 контрактов на 1,2 млрд. рублей каждый.
Затем, в июле 2022 года челябинские власти отдали «Урал-Сервис-Групп» контракт на проведение работ по расширению улицы Худякова за 314 млн рублей.
В октябре 2022 года мэрия Магнитогорска заключила с «УСГ» договор по содержанию улично-дорожной сети в трех районах города до 31 декабря 2024 года на сумму 644 миллиона рублей.
Чем закончится любовный роман нынешних муниципальных и областных властей с новым дорожным монополистом, пока сказать сложно.
На этот счет есть лишь примеры из бесславного прошлого Михаила Юревича и Бориса Дубровского, а также их окружения. Незавидна участь и бывших компаний-любимчиков.
Учтет ли эти уроки команда действующего губернатора Алексея Текслера, покажет время.
Впереди будут новые дорожные аукционы, а значит и повод поговорить на эту тему.