Снятие с хранение и переброска по железной дороге российских танков Т-54 и Т-55 вызвало широкое обсуждение в соцсетях.
О перспективах Т-54 и Т-55 на украинском фронте стали говорить и в экспертном сообществе.
Не обошли своим вниманием эту тему и эксперты американского военного журнала Military Watch.
Видеосъемка колонны российских танков Т-54 и Т-55, перевозимой по железной дороге из Дальневосточного Приморского края страны, вызвала широко распространенные слухи о том, что эти машины будут переброшены на Украинский фронт, где находится 1295-я Центральная дивизия, — пишет автор статьи.
Переброска Т-54 и Т-55 последовала за выводом танков Т-62 из резервных хранилищ и их развертыванием на Украине, наряду с большим количеством более современных хранящихся Т-72 и, как сообщается, резервных Т-80 и Т-90.
Если Т-62 впервые поступил на вооружение в 1961 году, то Т-54/55 значительно старше, поскольку впервые были развернуты в 1948 году, за два года до Корейской войны.
При поступлении на вооружение машина более чем на десятилетие опережала все зарубежные танковые конструкции. А когда в 1956 году западные специалисты получили для экспертизы первый Т-54/55, оказалось, что он не только на 10 тонн легче топового танка в НАТО обслуживает американский M48A2, но также гораздо лучше вооружен и бронирован.
Это преимущество было усилено пятью годами позже, когда были представлены первые Т-62. Однако к 1980-м годам Т-54/55 считался устаревшим для боевых действий из-за отсутствия у него гладкоствольной пушки.
Т-54/55 является самым производимым танком в истории. Было построено более 100 000 единиц, а усовершенствованные производные модели продолжают производиться сегодня в Китае для экспорта в Ирак, а ранее — в Пакистан.
Последние производные Al Kafil-1 и Al Zarrar могут похвастаться гладкоствольными орудиями, современными средствами управления огнем и броневой защитой. Причем последний также использует гораздо более крупную 125-мм пушку.
Это делает их более функциональными, чем большинство классов танков, стоящих сегодня на передовой в России, включая многие модели Т-72 и Т-80.
Хотя конструкция Т-55 действительно имеет значительный потенциал для интеграции обновлений, тем не менее, те, которые были построены в 1950-х и 1960-х годах в СССР, остаются более ограниченными из-за их возраста и устаревшей базовой брони.
Самым амбициозным пакетом модернизации конструкции, реализованной в России, был Т-55МВ-1, который был разработан в 1980-х годах для советской морской пехоты. Он включал в себя интеграцию динамической защиты «Контакт-1», доступ к новым управляемым снарядам и интеграцию новых двигателей и средств управления огнем.
Если танки Т-54/55 будут предназначены для развертывания в Украине, они могут получить модернизацию в рамках пакета, созданного по образцу танков, разработанных для морской пехоты в 1980-х годах. Но, вероятно, также выиграют от интеграции тепловизионных прицелов, а также столь необходимого повышения ситуативной осведомленности.
Если танки получат доступ к осколочным снарядам, которые применяются на Т-62 и более новых машинах, они потенциально могут внести значительный вклад в операции по поддержке пехоты. Именно это было основной ролью танков со всех сторон в российско-украинской войне.
Т-55 в настоящее время используется украинской армией, которая получила усовершенствованный вариант М-55 из Словении, что было в значительной степени компенсировано передачей немецкого оборудования. Украина также должна получить более 100 устаревших немецких танков Leopard 1, в которых также отсутствуют гладкоствольные орудия.
Для Т-55 с обеих сторон, а также для «Леопардов» серьезной проблемой остается меньший калибр орудий, чем у всех других танков, стоящих на вооружении их вооруженных сил, что серьезно ограничивает доступность боеприпасов.
Вопрос о том, есть ли у России значительное количество 100-мм боеприпасов для Т-54/55, остается под вопросом. Хотя Сирия, Иран и Северная Корея являются основными эксплуатантами танков того же класса и потенциально могут обеспечить их из собственных запасов. А Северная Корея способна самостоятельно производить снаряды этого калибра.
Также предполагалось, что танки могут получить новые орудия основного калибра, возможно, даже 125-мм орудия, чтобы иметь возможность использовать боеприпасы от Т-72/80/90. Это уже делалось в прошлом для вариантов и производных Т-55, включая Китайско-пакистанский Al Zarrar, китайско-бангладешский Type 59 Durjoy и китайский VT-3.
Авторы статьи добавляют, что Т-54/55 остается наиболее широко используемым танком в мире, несмотря на то, что он уже давно выведен из эксплуатации в России.
Тем не менее, использование Т-54/55 на передовой в российской армии было бы весьма необычным решением, поскольку у России есть несколько потенциально более многообещающих вариантов. В частности, это покупка Т-72 у таких государств, как Иран, или Т-62 и их многочисленные модификации в Северной Корее.
Т-54/55 ценится за очень малую логистическую нагрузку и большую простоту обслуживания, даже по сравнению с Т-62, не говоря уже о более современных Т-72 и Т-90.
Сообщается, что в этом году Россия собирается произвести 1500 своих самых современных боевых танков Т-90М. А это указывает на то, что бронетанковые части ВС РФ значительно расширяются.
Будет ли в этом процессе место Т-54/55, остается весьма неясным.
Ранее эксперты Military Watch оценили боевые возможности другого российского танка советского производства Т-64 и пришли к выводу, что в модернизированном варианте это достаточно грозная машина.