Российские банки начали передавать Центральному банку полную информацию о фигурантах мошеннических переводов.
О новых схемах обмана и методах противодействии мошенникам рассказали эксперты.
С 1 октября текущего года банки начали передавать Центральному банку максимально полную информацию о фигурантах мошеннических переводов.
По новым правилам, они смогут раскрывать информацию о подозрительных транзакциях по 50 признакам. Прежде Банк России получал лишь сведения о конечном получателе похищенного.
Как сомнительные будут отмечены случаи одновременной работы интернет-банкинга в разных географических точках. Под подозрение попадает и оформление предодобренного кредита сразу после снятия блокировки онлайн-банкинга из-за неверного ввода логина, пароля или номера телефона. Также банки должны обращать внимание на нетипичные для клиента денежные операции с нового телефона или компьютера.
В результате, новые правила Банка России помогут быстрее выявлять телефонных мошенников. О новых мошеннических схемах и о том, какие меры принимаются для повышения безопасности денежных средств клиентов рассказали специалисты ведущих банков России.
Так, о новой схеме мошенничества, когда мошенники предлагают застраховать или отремонтировать смартфон клиента, сообщил на днях Банк ВТБ, когда злоумышленники предлагают продиагностировать работу мобильного устройства и оформить услуги по безопасности — например, отремонтировать или застраховать смартфон.
В частности, злоумышленники звонят по телефону банковским клиентам, представляясь службой поддержки банка, и сообщают о появлении новых страховых сервисов для смартфонов, а также предлагают сразу провести диагностику телефона собеседника.
Для этого клиентам присылают ссылку на фейковый веб-сайт. Однако в случае установки такого приложения или подключения услуги клиент рискует потерять контроль над онлайн-банком и своим мобильным устройством, что в конечном итоге приведет к хищению его денег.
«Вопросы безопасности финансовых приложений вызывают особое беспокойство клиентов, поэтому звонки с предложениями «защитить» смартфон от угрозы взлома срабатывают для них как «красная лампочка». Злоумышленники максимально воздействуют на клиента, проявляя излишнюю «обеспокоенность» и «заботу» и направляя ссылки на ресурсы, которые максимально адаптированы под банковские. Это гибридные сценарии, в ходе которых применяется как атака по телефону, так и перевод клиента на фишинговые сайты и приложения. Таким образом происходит воздействие на каждого второго клиента. ВТБ применяет целый комплекс мер для защиты наших пользователей, чтобы быть на шаг впереди мошенников. Среди них: установка определителя номера, который может распознавать звонки в мессенджерах, использование систем фрод-мониторинга для выявления подозрительных операций и другие инструменты. В первую очередь, мы просим наших клиентов сохранять бдительность, критически оценивать любые предложения от неизвестных и незамедлительно обращаться к первоисточнику», — отметил Никита Чугунов, старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ.
О работе по информировании своих клиентов о новых мошеннических схемах по всем доступным каналам рассказали в Росбанке, подчеркнув, что мошенники постоянно совершенствуют методы обмана граждан.
— Мошенники постоянно изменяют свои тактики и техники с целью повысить вероятность успешного обмана, — отмечает Сергей Арещенко, директор Росбанка в Челябинске. — Цель − создать впечатление у потенциальной жертвы, что разговор ведется с сотрудником банка и выудить конфиденциальную персональную и банковскую информацию для совершения несанкционированных операций или побудить жертву самостоятельно перейти на поддельный сайт и далее уже установить программу удаленного управления устройством жертвы (например, телефоном). Поэтому, любой входящий звонок, особенно на котором под предлогом спасения денежных средств просят срочно предпринять какие-либо действия, — ставить под сомнение. Лучше всего прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по телефону с оборотной стороны карты. Альтернативный вариант — написать в чат в мобильном приложении. Важно помнить, что, связываясь с клиентом по телефону, сотрудник банка никогда не просит озвучить полные реквизиты банковской карты (полный номер, срок действия, 3-х-значный код с оборотной стороны карты (СVV2/CVC2)), одноразовые пароли подтверждения операции, оформить «зеркальную» заявку на кредит для отмены якобы нелегитимной попытки оформления кредита на ваше имя, установить какие-либо приложения на ваш номер мобильного телефона, перевести денежные средства на «безопасный» счет под предлогом их спасения и так далее. Банк на постоянной основе информирует клиентов о новых мошеннических схемах по всем доступным каналам: через PUSH и СМС, в мобильном приложении, памятки при выдаче карт, почтовые рассылки, экраны банкоматов, специальную страницу сайта и в наших соцсетях, в офисах обслуживания, а также при общении с клиентами через контакт-центр.
В Сбербанке обратили внимание россиян на то, что злоумышленники в своих схемах обмана вышли на международный уровень, работая с клиентами под легендой перевода денег в пользу Службы безопасности Украины.
Суть данной схемы заключается в том, что мошенники представляются руководством потенциальной жертвы и сообщают, что находятся в ФСБ. Затем к разговору подключается «куратор из спецслужбы», который предупреждает об угрозе перевода с банковского счета потенциальной жертвы средств в пользу СБУ.
— Клиент в случае перевода денег будет осужден за государственную измену и шпионаж, однако в связи с тем, что руководитель организации дал хорошую характеристику, попросил снять все средства и разместить на «безопасном счете». После выполнения требования «сотрудника спецслужб» жертва лишается своих накоплений., — сообщили в Сбербанке подробности разговора одного из клиентов с мошенниками.
А недавно появилась информация, что мошенники для обмана россиян стали применять боты в Telegram, позволяющие подменять номера различных государственных органов и служб, в том числе, ФСБ России. Об этом рассказала эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» Александра Пожарская.
— Особенность этих ботов в том, что при звонках в мессенджере происходит не телефонное соединение, а значит, операторам сложнее верифицировать подмену номера», — сказала она.
Напомним, что по данным Центробанка в прошлом году российские граждане потеряли от телефонного мошенничества 14,2 млрд рублей. При этом максимальная, единовременно похищенная сумма достигла 500 млн рублей. А в апреле — июне 2023 года злоумышленники совершили 279,7 тысяч операций без согласия клиентов на сумму 3,6 млрд рублей.
ЦБ РФ отмечает, что высокая активность телефонных мошенников сохраняется. При этом, наиболее распространенной практикой остаются звонки от лжесотрудников Банка России или якобы работников банков.