14.01.2011

Управление Росреестра по Челябинской области

Информация из ЕГРП - что нового?

В связи с изменением платы за предоставление информации из Единого государственного реестра прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области поступает много вопросов.

Отвечает на них начальник отдела информационного взаимодействия с судами, правоохранительными и исполнительными органами государственной власти Управления Светлана Шункова.

- Светлана Васильевна, насколько востребована в Управлении Росреестра услуга по предоставлению информации из ЕГРП?

- Тот факт, что получение информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на объекты недвижимого имущества является достаточно востребованной услугой и для граждан, и для юридических лиц, подтверждается цифрами. В целом по области Управлением в 2010 году выдано 663 285 выписок и справок из ЕГРП и уведомлений об отсутствии запрашиваемых сведений. Чаще всего заявители обращаются к нам за выпиской из ЕГРП об объекте недвижимого имущества, содержащей общедоступные сведения. Такая информация необходима им для того для того, чтобы удостовериться в принадлежности продавцу объекта недвижимости, а также в отсутствии зарегистрированных ограничений прав (арестов). Нередко граждане запрашивают информацию о наличии у них объектов недвижимого имущества. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются всеми территориальными отделами Управления, работающими в городах и районах Челябинской области, а также отделами приема-выдачи документов и информации четырех районов г.Челябинска.

Кроме того, большой объем сведений из реестра запрашивается органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, судами, судебными приставами-исполнителями, налоговыми органами и т.д.

- Обратившись в Управление после новогодних праздников, люди столкнулись с тем, что плата за получение информации из ЕГРП сильно изменилась.

- Да, 31 декабря в официальной прессе был опубликован соответствующий приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" (от 16 декабря 2010 г. N 650). Приказ вступил в силу с 1 января 2011 года.

Приказом утверждены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, выдачу копий договоров. Если раньше, к примеру, физическое лицо должно было уплатить за эту услугу 100 рублей, то теперь размер платы зависит от ряда факторов. Так, если заявитель будет получать информацию на бумажном носителе, то плата за выписку об объекте (общедоступные сведения), за выписку о переходе прав, за справку о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, составит 200 рублей. Плата за справку о содержании правоустанавливающих документов для физических лиц составит 300 рублей. А для получения выписки о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости на территории одного регистрационного округа физическому лицу необходимо внести плату в размере 500 рублей. В зависимости от количества территорий, по которым запрашивается информация, будет меняться и размер платы за нее. Если заявителю необходима информация в виде электронного документа, то в зависимости от вида информации гражданину необходимо будет внести плату от 150 до 600 рублей.

Для юридических лиц будут уже другие суммы. Все эти цифры сведены в таблицу. Ознакомиться с ней и с самим приказом можно кроме официальных источников еще и на сайте Управления (www.to74.rosreestr.ru).

- Вы упомянули об электронном документе, это нечто новое?

- С момента создания учреждений юстиции по государственной регистрации прав, а затем и территориальных органов Росреестра граждане и юридические лица получали сведения из ЕГРП по месту нахождения объекта недвижимости после личного обращения в эти структуры. Информация им выдавалась в виде бумажного документа - выписки или справки из ЕГРП.

С 01.03.2010 у заявителей появились и другие возможности. Например, направить запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, по почте. В этом случае при направлении запроса о предоставлении информации ограниченного доступа обязательно нотариальное заверение подписи заявителя, а также прилагаемых к запросу документов.

И последние новшества. Во-первых, то, что заявитель может направить запрос в электронной форме. В этом случае его надо будет заверить электронной цифровой подписью. Ответ будет дан также по электронной почте. Кроме того, у граждан в ближайшее время появится возможность, не выходя из дома, получить информацию в виде электронного документа, воспользовавшись порталом государственных услуг Росреестра. В настоящее время идет опытная эксплуатация сервиса по формированию запросов в электронном виде и предоставлению сведений в форме электронных документов.

- Куда вносится плата за предоставление информации?

- Платеж производится путем перечисления денежных средств через расчетные организации. Заявитель представляет в Управление документ, подтверждающий перечисление платежа - квитанцию, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты.

С несколькими банками (список имеется на сайте) Управлением заключены договоры о приеме платежей. Если платеж осуществляется через них, то представлять документы о произведенной оплате не требуется.

- В практике Управления, наверное, были ситуации, когда за получением информации обращается гражданин, проживающий на территории другого региона?

- Есть такое понятие "экстерриториальный запрос" - это запрос в регистрирующий орган о предоставлении сведений из ЕГРП об объекте недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять. Другими словами, южноуралец, может обратиться в наше Управление для получения информации о любом объекте, расположенном на территории России, либо получить сведения о наличии у него объектов недвижимого имущества на территории нескольких и даже всех регионов страны. В приказе Минэкономразвития России № 650 предусмотрены размеры платы и в случае направления экстерриториального запроса.

- Как далекому от юриспруденции человеку разобраться в этих вопросах, если они вызовут у него какие-либо затруднения?

- Во всех территориальных отделах Управления Росреестра по Челябинской области вся необходимая информация размещается на специальных информационных стендах. Если самому трудно в ней разобраться, с консультацией помогут специалисты отделов. Пользователи Интернета могут не только прочитать все на сайте Управления, но и скачать бланки заявления-запроса и платежного поручения.

Обращаю внимание заявителей на то, что форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, строго регламентирована. Если она не будет соблюдена, то данный запрос не будет принят к рассмотрению, и необходимая заявителю информация не будет предоставлена.

Ирина Малахова для www.chelindustry.ru



Версия для печати