04.02.2011

Челябинское УФАС России

Челябинское УФАС подвело итоги года

Челябинское УФАС подвело итоги контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в 2010 году и поставило задачи на 2011 год.

В Челябинском УФАС России, осуществляющем контроль за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях и размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно – монопольных, отчасти в сфере энергосбережения и закона о торговой деятельности на территории Челябинской области в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, работает 51 специалист. Подразделений в муниципальных образованиях нет.

Организационную структуру составляют руководитель управления, два заместителя руководителя, один заместитель руководителя - начальник отдела, семь отделов: отдел антимонопольного контроля, отдел контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта, отдел контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, отдел контроля торгов и органов власти, отдел контроля за размещением государственного и муниципального заказов, отдел анализа товарных и финансовых рынков, административно-кадровый отдел, а также бухгалтерия.

В 2010 году Челябинским УФАС России рассмотрено 2877 (2709 – в 2009 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Количество обращений в целом стабилизировалось, однако изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в т.ч. и в связи с изменением действующего законодательства. Из них:

661(422) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

70 (38) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;

1095(869) заявлений и обращений по законодательству о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

37 (41) ходатайств и уведомлений о совершении сделок по экономической концентрации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции»;

151(253) уведомлений о заключении соглашений в соответствии со ст.35 ФЗ «О защите конкуренции» и об участии в торгах в соответствии с Законом о приватизации;

276 (721) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференции;

205(58) обращений за консультацией по применению антимонопольного и рекламного законодательства;

130 обращений граждан и хозсубъектов через раздел сайта «Обратная связь»;

5 обращений за разъяснениями по Закону о торговой деятельности;

247(307) заявлений граждан по различным вопросам, в т.ч. по вопросам роста цен на продукты питания и бензин, по вопросам защиты прав потребителей, по обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта, которые направлены по подведомственности.

С 2007 года продолжается тенденция увеличения количества обращений в антимонопольный орган. Так, в 2010 году количество обращений на нарушения антимонопольного законодательства составило 661 (422 в 2009 году). Соответственно, выросло количество возбужденных дел, выданных предписаний, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, в частности за злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением и антиконкурентные соглашения и согласованные действия, за ограничение конкуренции органами власти и нарушение заказчиками (органами власти, управляющими компаниями, ТСЖ) антимонопольных требований к торгам.

Почти в 2 раза выросло количество обращений на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением - 452(236 в 2009 году).

Значительный рост обращений – 56 (34 в 2009 году) - отмечается по согласованным действиям хозяйствующих субъектов на финансовых рынках, при проведении торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также при реализации нефтепродуктов и сжиженного газа.

Увеличилось количество обращений хозяйствующих субъектов на недобросовестную конкуренцию со стороны конкурентов и, соответственно, увеличилось количество возбужденных дел и признаний фактов нарушений: заявлений - 40 ( 28 в 2009 году), возбужденных дел 19 (10 в 2009 году), признанных фактов -10( 8 в 2009 году ).

Незначительно увеличилось количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию. При этом предпринимательское сообщество всегда отмечает, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращается в антимонопольные органы, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Несмотря на это, количество рассмотренных дел и выданных предписаний в этих направлениях увеличилось в связи с тем, что Челябинским УФАС России были увеличено количество контрольных мероприятий по собственной инициативе. Так, в 2010 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд, поступило 92 обращения (82 в 2009 году), по которым возбуждено 65 дел (26 в 2009 году), т.е. 70% обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела и вынесением предписаний. Выросло и количество возбужденных дел по собственной инициативе: 37 дел (25 в 2009 году).

Почти в 2 раза увеличилось количество заявлений на нарушения рекламного законодательства. В 2010 году рассмотрено 70 заявлений (38 в 2009 году), возбуждено 72 дела (75 в 2009 году), в том числе 15 (50 в 2009 году) по собственной инициативе, признано 57 (66 в 2009 году) фактов нарушения рекламного законодательства, выдано 50 предписаний (61), практически все – 49 - исполнены. Таким образом, граждане активнее стали обращать внимание на ненадлежащую рекламу и информировать антимонопольный орган с использованием электронной почты.

Ежегодно отмечаем (прошедший год не исключение), что правовая грамотность субъектов предпринимательской деятельности, должностных лиц органов власти оставляет желать лучшего. Так, в 2010 году по 440 из 661, т.е. 67% обращений, как и в прошлом году (290 из 422- 68% ), отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения либо доказательств его нарушения. Особенно много отказов (80% обращений) по обращениям на злоупотребления доминирующим положением.

Стабилизировалось и даже снизилось количество жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о размещении заказов, однако в 2010 году увеличилось количество обоснованных жалоб. Причиной тому явились изменения, которые произошли в законодательстве, а также повышение информированности участников размещения заказа о судебной практике и практике ЦА ФАС России. Так, в 2010 году поступило жалоб участников размещения заказа 473 (515 в 2009 году), 373 (444 в 2009 году) жалобы рассмотрены, из них 213 (205) жалоб признано обоснованными, т.е.57 % от числа рассмотренных и 160 (239) необоснованных, т.е. 43% (54 % в 2009 году, 44% в 2008 году). При этом, если в прошлом году больше половины жалоб было на федеральных заказчиков, то в этом году большая часть на муниципальных (это может быть связано со сменой должностных лиц органов местного самоуправления). В 2010 году на федеральные нужды в два раза уменьшилось количество жалоб по сравнению с 2009 годом и на 20 % увеличилось количество жалоб на областном уровне.

Так, из 373 (444 в 2009 году) жалоб, рассмотренных в 2010 году Челябинским УФАС России, почти половина – 182 (159) жалобы - на размещение муниципального заказа, выдано 112 (77) предписаний;105 (213) жалоб на размещение федерального заказа, выдано 57 (108) предписаний; 86 (72) жалоб на размещение областного заказа (на действия Главного управления материальных ресурсов, областных заказчиков и членов конкурсных или аукционных комиссий), выдано 43 (30) предписаний.

Увеличилось количество обращений на нарушения при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд как от граждан и предпринимателей, так и от контролирующих органов, заказчиков, уполномоченных органов, т.е. не от участников размещения заказа, в том числе самообжалование действий заказчиков, с целью устранения нарушения законодательства (например, сроков заключения контракта или размещения протокола), проведения процедуры, предусмотренной гл. 3.1 и заключения контракта на электронной площадке.

Увеличилось количество обращений о согласовании поставки у единственного поставщика 201 (75 в 2009 году). Связано это с тем, что федеральные заказчики провели электронные аукционы, но они признаны несостоявшимися.

При осуществлении контроля за размещением заказов в 2010 году Челябинским УФАС России рассмотрено 215 (158 в 2009 году) дел об административных правонарушениях, что на 36% превышает количество дел, возбужденных в прошлом году.

Сократилось почти в 2 раза количество ходатайств органов власти о согласовании государственной и муниципальной преференций - 276 (721 в 2009 году), и соответственно отказов в их предоставлении - 16 (68 в 2009 году). Это связано с изменениями действующего законодательства и переходом на конкурсное предоставление в аренду имущества, субсидий, гарантий, что не требует согласования с антимонопольным органом. За нарушения порядка предоставления в аренду государственного и муниципального имущества и порядка предоставления преференций, как действий органов власти, ограничивающих конкуренцию, несколько должностных лиц привлечено к административной ответственности в размере 15 тыс.руб. (с августа 2009 года введена административная ответственность для должностных лиц в размере 15-50 тыс.руб. ст.14.9 КоАП РФ).

Всего, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 741 (696 делам в 2009 году), в результате рассмотрения которых выдано 642 (454 в 2009 году) предписаний. Выдано почти в два раза больше предписаний по прекращению злоупотреблений доминирующим положением - 66 (35 в 2009 году), наполовину больше предписаний по прекращению соглашений и согласованных действий - 86 (50 в 2009 году), почти в два раза больше органам власти по нарушениям антимонопольного законодательства (ст.15,16 Закона о защите конкуренции) – 56 (29 в 2009 году).

Растет количество обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Из 236 (155 в 2009 году) решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 63-27% (47 дел в 2009 году -28%), отменено 7 (8 в 2009 году), оставлено в силе 25 (17), в стадии обжалования – 31(22 в 2009 году). Из обжалованных в 2008 - 2010 годах количество отмененных решений и предписаний составляет около 10%, а от вынесенных составляет стабильно около 3%.

Иная картина по контролю за размещением заказа. Из 312 вынесенных решений и предписаний в 2010 году (224 в 2009 году) по прекращению нарушений законодательства о размещении заказа обжаловано 28 (23 в 2009 году), т.е. менее 10%, отменено 8 (2 в 2009 году), то есть также менее 10% от обжалованных и менее 3% от вынесенных.

По нарушениям рекламного законодательства принято 57 (66) решений о признании нарушения, 8 (2 в 2009 году) обжаловано, отменено – 1(0).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов возбуждено и рассмотрено на треть больше административных дел 481 (368 дел в 2009 году), по итогам рассмотрения которых, выдано более чем наполовину постановлений о наложении штрафа – 336 (213 в 2009 году) на сумму 75 695 000 руб (151463000 руб. в 2009 году), взыскано штрафов 12221 000 руб., в том числе 1889000 руб. незаконно полученного дохода на рынке финансовых услуг (8895000 руб. в 2009 году), т.е. рост 137 % к прошлому году, объявлено 145 (155) устных замечаний.

В целом около 30 % постановлений о наложении штрафа обжалуется и 30% от обжалованных отменяется, в основном по малозначительности.

По материалам пресс-службы Челябинского УФАС России для www.chelindustry.ru



Версия для печати