Еще раз к теме госзакупок и госконтрактов в Челябинской области

Излишний акцент на понижении стоимости закупки в ущерб качеству работ до сих пор является одной из основных проблем осуществления государственных закупок и исполнения госконтрактов.

Работа над ошибками или еще раз к теме госконтрактов

Некоторые аспекты заключения и исполнения госконтрактов.

 

Как известно, излишний акцент на стоимости закупки является одной из основных проблем осуществления государственных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Дело в том, что регуляторы стимулируют заказчика выбирать самого дешевого поставщика. В результате страдает качество, и в итоге государство переплачивает. Рассмотрим это на конкретном примере, ставшим известным редакции.

На днях появилась информация, что в Миассе Челябинской области в 2024 году планируют провести коренную реконструкцию главной улицы города — проспекта Автозаводцев. Работы будут проводиться на участке от Предзаводской площади до улицы Ферсмана.

О планах по благоустройству проспекта Автозаводцев власти Миасса заявили в прошлом году. В частности, в одном из своих интервью в июле 2023 года новый глава Миасса Егор Ковальчук рассказал, что на плачевное состояние проспекта обратил внимание губернатор Алексей Текслер во время своей поездки по городу.

В рамках проведенного конкурса уже определен подрядчик. Это челябинская компания «Промстрой». Стоимость работ составит 146 173 408,92 рублей, при начальной цене закупки в 154 680 856 рублей.

Глядя на эти цифры появляется надежда, что после окончания работ проспект Автозаводцев действительно преобразится, ведь снижение итоговой цены контракта от первоначальной, учитывая общую сумму затрат, не существенное (8,5 млн. рублей).

Чего не скажешь о работах, которые проводились на проспекте Автозаводцев на участке от Бульвара Мира до Предзаводской площади в 2021 году, когда город возглавлял Григорий Тонких, затем досрочно ушедший в отставку.

Тогда в ходе проведения закупки понижение итоговой цены по контракту составила порядка 30%. А именно, выигравшая конкурс челябинская фирма ООО «Мегастрой» обязалась выполнить на проспекте дорожные работы за 24151207 рублей при сметной стоимости в 36317605 рублей.

Это касается и всего контракта на выполнение работ по ремонту десяти автомобильных дорог Миасского городского округа, сумма которого составила 57 744 087 рублей против заявленной в конкурсной документации в размере 84843879 рублей.

Как говорится, почувствуйте разницу. Не удивительно, что это не могло не сказаться на качестве выполненных работ.

Уже через год после окончания ремонта дорожное покрытие начало разрушаться и пришлось срочно проводить на проспекте ямочный ремонт. Но и после этого новые ямы и дефекты продолжают появляться. При этом, согласно условиям контракта, гарантийный срок эксплуатации уложенного асфальта составляет четыре года.

Интересно, что в открытых источниках в сети интернет в качестве исполнителя работ по всему контракту фигурирует ООО «Мегастрой», а в качестве субподрядчиков — ООО «Региональный Центр Урал» и ИП Петросян К. Г. Однако, реальные работы проводились силами АО «Уралавтодор», которое в настоящее время находится в стадии банкротства.

АО «Уралавтодор» на Южном Урале знают хорошо. Появившись в 2010 году компания стала одним из ключевых игроков на рынке дорожных работ. До июня 2021 года «Уралавтодор» входил в группу компаний «Новосибирскавтодор».

Затем актив продали миасскому торговому дому «Завод Спецагрегат» Вячеслава Субачева, брата собственника ООО «Завод Спецагрегат», депутата Заксобрания Челябинской области Евгения Субачева.

С этого момента в деятельности «Уралавтодора» началась черная полоса, которая в итоге и привела компанию к банкротству. В частности, претензии ФКУ Упрдор «Южный Урал» к качеству работ по обслуживанию трасс М-5 «Урал» и Р-254 «Иртыш» привели к разрыву контрактов и многомиллионным штрафам. А иск ВТБ в размере 471 млн. рублей окончательно положил «Уралавтодор» на лопатки.

Что касается роли АО «Уралавтодор» в выполнении работ по ремонту дорог в Миассе в 2021 году, в целом и проспекта Автозаводцев, в частности, то она весьма примечательна и не бесспорна.

Дело в том, что после того, как в марте 2021 года между Администрацией Миасского городского округа и победителем аукциона ООО «Мегастрой» был заключен контракт, встал вопрос о реальном выполнении работ.

И как часто это бывает, для этого подрядчик находит субподрядчиков. В данном случае, это ООО «Региональный Центр Урал» и ИП Петросян К. Г. Однако, в силу отсутствия у них необходимых мощностей, работы по дорожному ремонту практически застопорились.

И вот тут на сцене появляется «Уралавтодор». В мае между ним и ООО «Региональный Центр Урал» и ИП Петросян К. Г. заключаются договора на аренду дорожной техники с персоналом, а в июне на поставку необходимых для проведения ремонта материалов, а именно, асфальтобетонных смесей и битумной эмульсии.

Таким образом, после оформления всех этих договоров фактическим исполнителем работ по ремонту дорог города Миасса становится АО «Уралавтодор».

Не менее любопытен и тот факт, что не в ходе выполнения работ, как это предусмотрено законодательством, а уже по их окончании, на свет появилось дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 12 декабря 2021 года, которое меняло некоторые его условия.

Трудно сказать, стали ли все эти манипуляции следствием сложившихся обстоятельств или это была заранее продуманная схема действий. Но, как говорит герой одного популярного фильма, «гложут смутные сомненья» в плане чистоты всей этой сделки.

Что же касается качества выполненных работ, то понижение сметной стоимости работ почти на треть априори подразумевает экономию на всем, и в первую очередь, на используемых материалах. А именно, на их качестве и количестве. О каком соблюдении ГОСТов можно здесь говорить?

И здесь важно подчеркнуть, что столь большое снижение сметной стоимости работ в общей массе госконтрактов явление достаточно редкое. Именно поэтому мы и обратили внимание на этот конкретный случай.

С одной стороны может показаться, что подконтрольный братьям Субачевым «Уралавтодор» выступил неким спасителем в деле исполнения заведомо «некачественного» контракта по ремонту дорог в Миассе. Но это на первый взгляд.

Как уже говорилось выше, есть некоторые сомнения в чистоте всей схемы, по которой в итоге исполнителем работ стал «Уралавтодор».

Во-первых, переход работ к «Уралавтодору» совпал по времени со сменой собственника этой компании. Как известно, в апреле 2021 года ГК «Новосибирскавтодор» продала «Уралавтодор» за 70 млн рублей Торговому дому «Завод СпецАгрегат» Вячеслава Субачева.

Во-вторых, в мае 2021 года заместителем генерального директора по общим вопросам АО «Уралавтодор» назначается Иорам Маргелашвили. А в конце года, по завершении ремонтных работ, он переходит на работу в ООО «Региональный Центр Урал» и затем становится его директором.

В конечном итоге, АО «Уралавтодор» и его новые бенефициары неплохо заработали на всем этом, учитывая, что те же асфальтобетонные смеси и битумная эмульсия производились на заводе «Уралавтодора», находящемся на М-5 на выезде из Миасса.

Впрочем, в умении зарабатывать в форс-мажорных обстоятельствах, тому же Евгению Субачеву, не откажешь. Чего стоит история, с так называемой, дезинфекцией Челябинска весной 2020 года, инициатором которой выступило руководство миасского предприятия ООО «Завод СпецАгрегат».

Напомним, что в разгар эпидемии коронавируса на улицах города появилась аэродромная спецтехника производства этого завода, которая распыляла трехпроцентный раствор перекиси водорода. Кадры работы этих машин обошли даже все центральные телеканалы, что стало отличной бесплатной рекламой для завода.

Более того, по началу через СМИ была распространена информация, что машины для дезинфекции Челябинска были предоставлены по личному распоряжению владельца завода Евгения Субачева бесплатно. Оплачивались лишь работа водителей, перекись и ГСМ.

Однако позже выяснилось, что это не соответствует действительности и все оказалось куда прозаичней. Дело в том, что на сайте госзакупок обнаружился контракт между Администрацией Челябинска и ООО «Завод СпецАгрегат» на поставку спецтехники на сумму 11,2 млн. рублей.

Тогда даже посчитали, что вся это профанация с дезинфекцией челябинских улиц ежедневно обходилась городскому бюджету в 800 тысяч рублей. Более того, в  эфире телеканала «Россия-1» ученые-вирусологи подвергли критике подобные действия, назвав это глупостью и  «отмыванием денег».

К слову, этот «прогрессивный» метод потом перекинулся на улицы Магнитогорска. В какую сумму обошлось местному бюджету данное сомнительное удовольствие, осталось неизвестным.

Впрочем,  как-то даже не поднимается рука бросить камень в бизнесмена Евгения Субачева. В конце концов, каждый зарабатывает как может, особенно, если ко всему прочему, ты наделен депутатскими полномочиями, да еще и с партбилетом партии «Единая Россия» в кармане.

Кстати, о депутатской деятельности Евгения Субачева тоже можно рассказать много интересного. Но, как говорится, это уже совсем другая история.

Что же касается темы данного материала, то на этих примерах можно сделать вывод, что система госзакупок в стране по-прежнему не совершенна, что зачастую ведет к неэффективному использованию бюджетных средств.

 

Читать еще

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *