В 2025 году, по оценкам ВТБ, спрос на автокредиты в России может снизиться примерно на 10%.
В 2024 году продажи автокредитов будут на уровне 2,3 трлн рублей
По прогнозам банка, в следующем году граждане получат около 1,5 млн кредитов на покупку легковых автомобилей, что на 10% меньше, чем в 2024 году. Однако из-за роста средней стоимости автомобилей, связанной с повышением цен, объём рынка автокредитования может остаться на уровне 2024 года — 2,1–2,3 трлн рублей.
Из-за высоких рыночных ставок, ужесточения политики Центрального банка и повышения утилизационного сбора во втором полугодии 2024 года рынок автокредитования начал резко охлаждаться. По оценкам ВТБ, в ноябре граждане получат около 112 млрд рублей на покупку автомобилей, что на 32% меньше, чем в предыдущем месяце. В целом за четвёртый квартал объём рыночных выдач может сократиться на треть по сравнению с июлем-сентябрём.
По итогам 2024 года банк прогнозирует продажи автокредитов в России на уровне 2,3 трлн рублей, что на 53% больше, чем в 2023 году. Почти половина выдач (47%) в этом году будет приходиться на новые автомобили.
В 2025 году на динамику рынка автокредитования будут влиять высокие рыночные ставки, макропруденциальные надбавки и планируемое введение макропруденциальных лимитов, аналогичных кредитам наличными. Также спрос будет сдерживаться индексацией утилизационного сбора и введением требования документального подтверждения доходов при сумме займа более 1 млн рублей.
По словам Алексея Бочарникова, начальника управления «Автокредитование» ВТБ, в следующем году основная доля кредитных продаж по-прежнему будет приходиться на китайский автопром.
«В настоящее время не ожидается снижения стоимости автомобилей и ставок по кредитам. Однако в декабре-январе ещё можно будет заключить выгодную сделку, особенно на рынке новых автомобилей. В конце года к государственной поддержке и субсидированным программам добавятся скидки дилеров, которые будут стремиться завершить год с хорошими результатами. В начале следующего года на руку покупателям будет играть эффект «прошлогоднего» автомобиля», — отметил Алексей Бочарников.
Структура кредитного рынка, вероятно, останется прежней. Доля новых автомобилей будет достигать половины благодаря развитию субсидированных программ производителей и государственной поддержке.